Ковры в дизайне интерьера. Какой купить ковер. Характеристики ковров

Значение ковров в интерьере трудно недооценить. Даже в
древние времена ковры, главной миссией которых было защищать человека от
непогоды и создавать дополнительное тепло, служили украшением жилища. В наше
время ковры не утратили своей актуальности, более того, современный дизайн
ковров
дал новый виток моды в оформлении интерьеров. Но перед тем как приступить
к выбору ковра, давайте немного заглянем в его нутро и посмотрим, что же он из
себя представляет – из чего и как изготавливается и какие качества при этом
имеет.

 


Материалы для изготовления ковров 


Издавна ковровых дел мастера использовали в ковроткачестве
натуральную шерсть. Овечья шерсть
считалась, да и считается до сих пор, одним из наилучших материалов для
создания ковров. Но далеко не каждая порода овец способна дать материал,
пригодный для ковроткачества. Так, шерсть афганского барашка, которую
производят в Новой Зеландии, имеет высокое качество и занимает одну из
лидирующих позиций в производстве ковровых изделий.

 

шерстяной ковер в дизайне интерьера


Главное достоинство шерстяных ковров заключается в их
экологической чистоте. Кроме того, волокна натуральной шерсти обладают природными
свойствами сопротивления грязи и пятнам, так как содержат
 ланолин.

 


Шелк, как и шерсть, издревле
используется для изготовления ковров. Качества шелковых ковров во многом
противоположны шерстяным - они тонки, элегантны, легки и обладают глянцевым блеском,
в то время как шерстяные ковры матовые. Не смотря на то, что шелковая пряжа
необычайно тонкая, она очень прочна. Данное свойство позволяет достичь очень
высокой плотности плетения – до 10 млн. узлов на
1 кв. м.

 

шелковый ковер в дизайне интерьера


Нужно отметить, что стоимость ковров из натурального шелка
значительно выше, чем шерстяных ковров. Кроме натурального шелка также
используют искусственный шелк – ацетатный шелк, вискозный шелк или вискоза. Искусственный
шелк очень похож на натуральный, но своим качеством значительно уступает ему.
Ковры из искусственного шелка имеют свойство быстро загрязняться, а после
стирки, как правило, теряют свою первоначальную фактуру.

 


Говоря о материалах, которые используются для изготовления
ковров, Дом советов не может не упомянуть о хлопке.
Хлопок 
не растягивается и замечательно держит форму, поэтому его зачастую используют в
качестве материала для основы ковра.

 

хлопковый ковер в дизайне интерьера


Стоит сказать и о том, что современные методы обработки
хлопка позволяют использовать его и в качестве ворса для ковра. При этом хлопок
значительно дешевле шелка и шерсти.

 


Единственный, пожалуй, недостаток хлопка заключается в его
повышенной восприимчивости к высокой влажности, при которой он начинает гнить.

 


Синтетические
материалы
 
завоевали рынок в первую очередь своей низкой ценой. Среди синтетических
волокон можно выделить полиамид (он же акрил), полипропилен и полиэстер, терклон.

 

синтетический ковер в дизайне интерьера


Акрил является синтетическим
заменителем шерсти и визуально очень похож на нее, но более упруг. Сегодня
акрил чаще всего используют в качестве добавки к другим видам ковровых волокон.

 


Нейлон имеет высокие показатели
износостойкости, его волокна очень легко красятся. Поэтому получить яркие тона
при окраске нейлоновых волокон куда проще, чем при окраске натуральной шерсти.
Нейлоновые ковры, как правило, проходят специальную защитную обработку от пятен
и имеют большой срок эксплуатации.

 


Ковры, изготовленные из полиэстера, обладают длинным ворсом и
интересной текстурой. Они очень прочные и мягкие, но не такие упругие, как
шерстяные и акриловые ковры. Полиэстер плохо поддается окраске, зато сохраняет
тепло почти так же, как шерсть.

 


Ковры из полипропилена 
имеют довольно много разновидностей, некоторые из которых своим внешним видом
весьма напоминают шерстяные.

 


Но верхом технологии производства синтетических волокон по
праву признан
терклон. Терклоновые
ковры приятны на ощупь, влагостойки, нетоксичны и не провоцируют аллергию.

 


Довольно часто при изготовлении ковров используют два и
более материалов одновременно. Самые распространенные комбинации – смесь шерсти
и шелка, шерсти и синтетических материалов, где самой удачной пропорцией
считается 80% шерсти и 20% синтетики.

 


Способы окраски ковров 


Наилучшим способом окраски ковра считается окрашивание
волокон в своей массе в процессе производства, так как в этом случае волокно
глубоко пропитывается красителями. При таком способе окраски ворс ковра не
изменяет свой цвет в процессе эксплуатации, при чистке и не подвержен выгоранию
на солнце.

 

ковры окраска


Если же ковер подвергается окраске после того, как он был
изготовлен, то окраска получается поверхностной и нестойкой. Самым дешевым
способом окраски является цветная печать на ковре, но с течением времени
напечатанный рисунок начинает блекнуть и стираться. Определить, каким образом
был нанесен рисунок на ковер несложно, стоит только раздвинуть ворс и осмотреть
основания волокон: если они имеют другой цвет, значит, рисунок был нанесен на
ковер уже после его изготовления.

 


Огромное значение имеет и вид красителей, которыми
окрашивают ковры. Самыми лучшими считаются натуральные красители, имеющие
растительное или минеральное происхождение. В качестве более дешевой
альтернативы могут применяться синтетические краски.

 


После окраски ковры могут обрабатываться антистатическими
и грязеотталкивающими пропитками, что значительно увеличивает их практичность и
продлевает срок эксплуатации.

 


Ковры ручной работы и машинного производства 


Ковер является тем предметом, сущность которого
принципиально зависит от способа изготовления. С начала XX века для того, чтобы
удешевить и ускорить процесс изготовления ковров стали применять машины. Как бы
это странно не прозвучало, но с внедрением машинного производства ковры ручной
работы
стали еще больше пользоваться успехом, так как на фоне серийного
производства они приобрели видимую уникальность и духовную составляющую.

 

ковры ручной работы


Изначально изготовление ковров было приравнено к
декоративно-прикладному искусству. Тут, как не крути, машина никогда не сможет
превзойти умелые человеческие руки, и тем более вложить в изготавливаемую вещь
часть своей души. Конечно, даже самый умелый мастер не сможет связать более 7
тысяч узлов за день, поэтому на изготовление ковра ручной работы уходит
довольно много времени. Все узлы, связанные руками имеют уникальную форму и
отличаются друг от друга. Знатоки утверждают, что в принципе двух одинаковых
ковров ручной работы существовать не может – каждый ковер уникален, даже если
эскиз его рисунка уже использовался. Именно благодаря узелкам немного
неправильной и неровной формы ковры ручной работы приобретают особое
очарование.

 


Но не стоит думать, что ковры машинного производства не
могут быть хороши. Пусть они и не уникальны, но выглядят весьма достойно, да и
цена у них куда ниже, чем на изделия ручной работы. Существует три основных
типа вида машинного производства ковров:
тафтинговый (в переводе с английскиго tuft
означает распустить пучками),
тканый
и
иглопробивной, которые отличаются
друг от друга способами закрепления пряжи. В тафтиноговом и иглопробивном производстве
ковров используются, как правило, синтетические волокна.

Эти автоматизированные
способы изготовления ковров являются самыми скоростными и дешевыми. Тканые
ковры изготавливаются значительно медленней, да и сам процесс более сложный.
Тканые ковры являются единственной довольно приличной имитацией ковров ручной
работы. Поэтому тканые ковры значительно дороже иглопробивных и тафтинговых. Помимо
этого для производства тканых ковров используется преимущественно натуральная
шерсть.

 


Плотность
ковров 


Плотность ковра отражает количество узлов на единице
площади готового изделия. Чем больше будет завязано узелков, тем они будут
мельче, и тем четче и тоньше будет рисунок ковра, и больше его плотность.

 


Плотность – один из главных факторов, определяющих качество
и цену ковра. Более высокая плотность соответствует более высокому качеству и
такой ковер будет стоить дороже. Хотя, в некоторых случаях работы деревенских
мастеров и кочевников составляют исключения, ведь в них оценивается не
плотность, а необычное, немного наивное искусство и следование древним
традициям.

 

ковры в интерьере


Для определения плотности ковра нужно посчитать количество
узелков на единице длины в направлении основы, а затем в уточном (поперечном)
направлении, после чего требуется перемножить эти два числа.

 


В России плотность ковров измеряют узлами на квадратный
метр. А вот
  плотность китайских ковров
ручной работы измеряется принципиально по другой схеме. Для измерения плотности
здесь используют число рядов на один фут ковра. Число рядов – это количество
узелков на длине ковра
30,47
см
(1
фут
). Плетение китайских ковров отличается тем, что у
них количество узлов в поперечном и продольном направлении одинаково, поэтому
перевести ряды в узлы будет несложно.


Категории: