Развивающие игры для развития наглядно-образного мышления детей 5-7 лет

Предлагаем в данной статье советы и рекомендации от «Дома Советов» для развития наглядно-образного мышления ребенка.

 

Развивающая игра «ГОЛОВОЛОМКА С ПАЛОЧКАМИ».

 
Эта игра для развития у ребенка способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и планировать свои действия в уме.
 
 

Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите малышу мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить. На рисунке показано несколько таких задач.



Задания к задачам следующие: (А) переместить одну спичку, чтобы «повернуть» дом в другую сторону; (Б) переместить одну спичку, чтобы вишенка выпала из стакана; (В) переместить две спички, чтобы олень посмотрел назад; (Г) переместить три спички, чтобы из трех квадратов сделать четыре.



По правилам игры реально перекладывать спички нельзя. Все действия нужно совершать в уме. Однако, если ребенок не может решить задачу мысленно, пусть попробует это сделать практически, путем реального перекладывания спичек. Вместе с тем, нужно стремиться к тому, чтобы малыш научился осуществлять преобразования предмета мысленно. Только такая форма игры будет способствовать формированию умения планировать и проверять свои действия в уме, без практических проб.


Усложнить головоломку можно путем увеличения количества спичек, которые необходимо переложить, чтобы получить другой предмет.


Развивающая игра «ГДЕ СИДИТ ПОПУГАЙ?»


Игра на развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства. Если вам не лень, сделайте небольшой макет игрушечной комнаты. Для этого из спичечных коробков или элементов конструктора сделайте 10-12 разных предметов мебели и разместите их на ограниченной части пространства. Это может быть место на полу или на столе, огороженное веревочкой или ниткой). Когда вы все расставите, изобразите все это в виде план-схемы. Если вам лень делать игрушечную комнату, изобразите на листочке бумаги план-схему той комнаты, в которой вы живете (но чтобы малыш хорошо знал эту комнату). Возможный вариант такой схемы мы приводим на рисунке.


На план-схеме показаны следующие предметы: вазон с цветком (1), книжный шкаф (2), телевизор (3), стол (4), стул (5), тумбочка (6), диван (7), кресло (8), двери (9), окна (10).



Перед началом игры скажите малышу, чтобы он представил себе, что в этой комнате живет медвежонок Миша и попугайчик Кеша. Однажды, когда медвежонок Миша ушел в лес за ягодами, попугайчик придумал новую игру и решил поиграть в нее с Мишей. Он спрятался в этой комнате и отметил на схеме, где он находится (на схеме это место отмечено крестиком). Но медвежонок пришел и никак не может найти своего друга, так как не умеет читать план-схемы. Помоги ему найти попугая (на том месте, где спрятался Кеша должен уже лежать предмет, который его заменяет, например, карточка с его изображением).

Если малышу трудно разобраться в схеме, объясните ему, что означают те или иные изображения и фигурки, где в комнате находятся соответствующие им предметы. Для ориентации в план-схеме важно также определить место, где стоит сам ребенок. Если с этим возникает проблема, не торопитесь подсказывать. Предложите малышу оглядеться вокруг и выбрать ближайшие ориентиры слева, справа, спереди и сзади. Возможно, он сам постепенно «нащупает» точку, в которой находится.
Если в игре участвует несколько детей, можно устроить между ними соревнование: кто быстрее найдет спрятанного попугая. Или пусть один ребенок прячет Кешу, а второй его ищет.

Сложность игры зависит от размера пространства, на котором прячется попугай, а также от количества объектов, расположенных в этом пространстве и отображенных на план-схеме. Чтобы сделать игру разнообразной, поменяйте «интерьер» комнаты, или вместо комнаты выберите какое-нибудь другое знакомое ребенку место, например, детскую площадку, на которой он обычно играет.

Развивающая игра «НАЧЕРТИ ПЛАН-КАРТУ»


В эту игру лучше играть только после того, как ребенок сможет успешно справляться с заданиями игры «Где прячется попугай?». 


Приготовьте листок бумаги в клеточку и карандаш (фломастер). Цель игры — научить ребенка создавать план-карту знакомого ему пространства, например, своей квартиры или детской площадки, где он играет. Объясните малышу, что люди создают такие план-карты для того, чтобы легче было ориентироваться на местности. Покажите ему, например, карту города, в котором вы живете, и немножко расскажите о ней.


Затем предложите малышу составить план-карту квартиры, в которой он живет. Перед тем, как он начнет ее рисовать, попросите его описать то, что есть в этой квартире, особенности ее планировки. Пусть выберет те предметы, которые, на его взгляд, должны быть отражены на план-карте, а также условные обозначения, которые будут использоваться для отображения этих предметов (при выборе обозначений можете оказать малышу помощь). Когда все это будет сделано, можно приступать к чертежу.


После того как будет создана план-карта квартиры, перейдите к составлению план-карты того места, где расположен ваш дом, или детская площадка, где малыш обычно играет. В этом случае важно сразу ограничить участок местности, который должен войти в карту, и за пределы которого «выходить» нельзя. На карте нужно обозначить этот участок прямоугольной рамкой и указать ориентиры, находящиеся по его периметру (например, это может быть какой-нибудь забор, ограничивающий детскую площадку, или дорожки в скверике, отделяющие ее от зеленых насаждений).


При составлении план-карты чаще всего возникают следующие ошибки: 1) «упускаются» из виду важные детали планировки; 2) нарушается пространственное расположение предметов, их положение относительно друг друга; 3) не отображаются некоторые предметы; 4) искажаются размеры отображаемых предметов (например, меньшие по размеру предметы обозначаются большими фигурками, а большие предметы — меньшими).


Такого рода ошибки вполне естественны в этом возрасте. Главное, чтобы вы обращали на них внимание и объясняли малышу, почему это является ошибкой. Старайтесь добиваться того, чтобы он самостоятельно или с вашей помощью исправлял эти ошибки. Именно от этого зависит развивающий эффект данной игры.



Категории: